Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда повышение профессиональной компетентности, становление и развитие профессионализма выступают обязательным условием его формирования как педагогического субъекта. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, а качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников (далее — аттестация) определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда.
Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности.
Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)
(ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 22 жнiўня 2012г. №101) с дополнениями и изменениями.
Обязательными условиями допуска всех педагогических работников к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
1. соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
2. наличие стажа работы в соответствии с инструкцией «О порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования»;
Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который может подать заявление в течение текущего учебного года в соответствующую аттестационную комиссию.
Показатели квалификационного уровня педагогов являются важной частью оценки работы учреждения образования.
При организации проведения аттестации педагогических работников руководствуются следующими нормативными правовыми документами:
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2022 №216
Инструкция об аттестации (ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 22 жнiўня 2012г. №101) с дополнениями и изменениями
Общегосударственный классификатор "Специальности и квалификации" ЕКСД. Выпуск 28 (в редакции Постановления Министерства труда и социальной зашиты №69 от 29.07.2020 г.
,Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022г. №13 «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 года №69»
Постановление Министерства труда и социальной защиты РБ от 03.10.2017г. №50
Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.
Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для этого создается аттестационная комиссия в составе не менее пяти членов, избираемая на собрании педагогических работников путем тайного голосования. В состав аттестационной комиссии включаются дополнительно по одному представителю руководства и профсоюзного комитета учреждения образования. Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав. Персональный состав комиссии оформляется приказом руководителя учреждения образования и ежегодно до 1 октября доводится до сведения педагогических работников. Срок полномочий аттестационной комиссии составляет один год со дня издания приказа о ее создании.
Квалификационные требования к профессиональной деятельности
На основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. №69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»
Квалификационные требования «ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В группах для детей в возрасте от двух месяцев до четырех лет, реализующих образовательную программу дошкольного образования – высшее (среднее специальное образование) по профилю «Педагогика» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по направлению «Педагогика детства» без предъявления требований к стажу работы.
В группах для детей в возрасте от четырех до семи лет, реализующих образовательную программу дошкольного образования – высшее образование по профилю «Педагогика» (направление «Педагогика детства») или высшее образование и переподготовка по направлению «Педагогика детства» без предъявления требований к стажу работы.
Квалификационные требования «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»
Высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, без предъявления требований к стажу работы.
Квалификационные требования «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»
Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование по специальности «Социальная и психолого-педагогическая помощь» или высшее образование и переподготовка по специальностям «Практическая психология», «Психология», «Психология семейных отношений», без предъявления требований к стажу работы.
Квалификационные требования «РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
В учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования – высшее (среднее специальное) образование по специальностям в сфере физической культуры и спорта или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по специальностям в сфере физической культуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Квалификационные требования «УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ»
Высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» (направление «Специальное образование») или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по направлению «Специальное образование».
Аттестационное собеседование — беседа с аттестуемым с целью выяснения его интересов и уровня общей подготовки. Собеседование также форма педагогической экспертизы, специальная беседа по актуальным вопросам современного образования, сложным или спорным проблемам по изучаемому предмету, устраиваемая с целью выяснения интересов, общей подготовки аттестуемого в соответствии с квалификационными требованиями.
Сценарий аттестационного собеседования может быть следующий:
1. Заслушивание характеристики аттестуемого.
2. Заслушивание аттестуемого (самооценка, перспективы профессионального роста, пути совершенствования педагогической деятельности).
3. Заслушивание членов аттестационной комиссии с оценкой педагогической деятельности аттестуемого и вопросами к нему.
4. Обсуждение аттестационных материалов.
5. Внесение предложений по итогам аттестации.
6. Вынесение решения по итогам аттестации.
Следует подчеркнуть, что при принятии решения особое внимание уделяется эффективности педагогической деятельности, результатам труда, профессионально значимым личностным качествам аттестуемого.
раскрыть » / « свернуть