Развивающая предметно-пространственная среда учреждения дошкольного образования – сложная и многокомпонентная система. Она состоит из функциональных зон помещения, каждая из которых содержит различные центры детской активности с соответствующим наполнением. Но это не значит, что, выделив несколько «уголков» по интересам и наполнив их богатым содержанием, можно говорить о качественно организованном для детей пространстве. Воспитанник целый день находится в группе – это требует от педагогических работников особого внимания к оформлению пространства, которое должно быть связано с детьми, ориентировано на их образовательные индивидуальные потребности таким образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать, что ему рады, им интересуются и его присутствие очень важно для всех.
Для проведения более глубокого анализа и самоанализа связанного с детьми оформления пространства можно использовать следующие критерии, ориентированные на ребенка и облегчающие оценивание:
- разнообразие материалов;
- соответствие возможностям ребенка;
- актуальность для ребенка;
- индивидуальность ребенка;
- взаимодействие взрослого и ребенка.
Данные критерии можно использовать в качестве структурных компонентов, в соответствии с которыми можно строить систему для оценки связанного с детьми оформления пространства.
Таким образом, методические рекомендации для оценки развивающей предметно-пространственной среды по направлению «Связанное с детьми оформление пространства» представляют собой набор показателей, разработанный в соответствии с выделенными критериями. Каждый показатель учитывается при оформлении группы, прогулочного участка и дополнительных помещений детского сада, посещаемых детьми.
Рассмотрим подробнее содержание методических рекомендаций по выделенным направлениям.
Разнообразие материалов
Существует несколько категорий материалов, которые можно использовать в качестве связанного с детьми оформления пространства – это детские фотографии, рисунки и подделки, надписи и маркировка, печатные материалы в виде книг и иллюстраций, а также тематическое украшение помещений, посвященное каким-либо событиям из жизни детей или праздникам. С перечнем этих материалов и вариантов их применения представлены далее:
1) Фотографии детей (фотоальбомы, отдельные фотографии в рамках или на стене, фотоколлажи и т.д.);
2) Детское творчество (рисунки, коллективные работы, календари, схемы и планы, поделки, украшения интерьера, сделанные руками детьми, знакомая маркировка и т.д.);
3) Материалы по началам чтения и математики (для воспитанников старшего дошкольного возраста) – (числовой ряд, азбука или настенный алфавит, надписи, числовая, буквенная или знакомая маркировка на контейнерах, полках);
4) Тематический набор (оформление пространства, посвященное одной теме, например «Новый год» - елка, украшения в группе, новогодние рисунки и раскраски, плакаты и фотографии с новогоднего утренника и т.д.);
5) Печатные материалы (плакаты, карточки, карты, календари погоды (покупные материалы).
Соответствие возможностям ребенка
Связанное с детьми оформление пространства – это все материалы, которые доступны ребенку и демонстрируются специально для него. Таким образом, мы видим взаимосвязь доступности и целесообразности. Материал, не предназначен для ребенка, но расположенный таким образом, чтобы он смог его свободно взять, рассмотреть, становится материалом, демонстрированным для детей. И наоборот, игры, пособия и другие материалы, предназначенные для воспитанника, но расположены вне зоны его доступа (слишком высоко, в закрытом шкафу, в другом помещении), не могут быть использованы ребенком в данный момент, а значит, они не являются материалами, демонстрируемыми для детей. Таким образом, все расположенное на уровне роста ребенка и в его свободном доступе предметы и объекты должны соответствовать его возрастным особенностям и образовательным потребностям. Возможности ребенка дошкольного возраста естественным образом ограничены его возрастными особенностями. В первую очередь его рост и интеллектуальное развитие. Оформление пространства учреждения дошкольного образования должно соответствовать эти особенностям детей.
Некоторые материалы необходимые для обеспечения образовательных потребностей детей: постановки опытов, изготовления поделок и т.д., могут быть доступны для детей в совместной деятельности с педагогическим работником.
Актуальность для ребенка
Ребенок растет, меняется его уровень знаний, интересы и увлечения. В соответствии с этим должна меняться и развивающая предметно-пространственная среда, а ее оформление будет отражать эти изменения. Важно, чтобы в группе присутствовали актуальные материалы, соответствующие темам, занимающим детей в данный период. Это могут быть материалы, связанный с образовательной или самостоятельной деятельностью воспитанников. Важно отличать материалы, связанные с текущими интересами и деятельностью ребенка, от материалов, ценность которых не связана с их актуальностью. Портрет ребенка может быть актуален в течение всего года, тогда как фото этого ребенка в игре может быть интересным только несколько недель. Рисунки и поделки, сделанные в прошлом месяце, не могут считаться актуальными, т.к. за это время были созданы более новые продукты детского творчества. Книга, которая давно лежит в группе и которую уже давно прочитали, не может считаться актуальной. Но если ребенок принес уже прочитанную ранее книгу или попросил воспитателя найти книги или картинки по интересующей его теме, то нахождение этих материалов в группе будет оправдано текущими интересами детей. Подобным образом обосновывается привнесение в группы различных предметов, инструментов и сувениров. Они могут быть наглядными пособиями на недавних занятиях, а могут появляться по просьбе или инициативе детей, не связанной с непосредственной образовательной деятельностью. Например, ребенок может принести в группу медаль, которую ему вручили на соревнованиях. Отвечая на вопросы детей, например, о динозаврах, воспитатель в группу может принести в группу книги об этих животных, их фигурки и фотографии, вместе с детьми сделать плакат, рассказывающих о древних ящерицах.
Индивидуальность ребенка
Кроме соответствия возрастным особенностям и текущим интересам ребенка, важно обеспечить в группе условия для его индивидуальности и самостоятельности в различных видах деятельности. Связанное с детьми оформление пространства также должно отражать самостоятельность воспитанника и его присутствие в группе. Это выражается в степени индивидуальности, присутствующей в рисунках детей, процента участия ребенка в демонстрируемых творческих продуктах (плакатах, коллективных работах, поделках). Оценить самостоятельность детских рисунков и коллективных работ, размещаемых в группе, можно при помощи выделяемых критериев. Индивидуальность ж в детском рисунке выражается, прежде всего, в самостоятельности выбора сюжета (замысла) рисунка. Например, если педагог планирует рисование букета астр, то на всех рисунках детей появляется ваза с цветами – одинакового цвета, размера, композиция листа – так, как покажет педагогический работник. Для обеспечения индивидуальности в детском рисунке педагогу нужно выбирать не готовый сюжет, а тему и условия, которые обеспечат простор для детского замысла. При таком подходе тот же самый букет у каждого ребенка получится своим. Индивидуальность будет выражена в форме вазы, в оттенках цветов, их количестве, наклоне и т.д. Цель образовательной деятельности будет достигнута, но при этом сохранится самостоятельность и неповторимость детского творчества. Раскраски детей могут проявляться для оформления пространства и отражения присутствия ребенка и его деятельности, но ини не являются показателем его творчества и индивидуальности, т.к. во время раскрашивания ребенок может выбрать только цвет или материал, но не замысел.
Важной частью связанного с детьми оформления пространства являются также коллективные формы работы или дидактические плакаты, сделанные совместно с детьми. При оценке подобного оформления пространства важно понять, каков процент участия воспитанников в создании картины, панно или плаката. Очень часто ребенку доверяют лишь приклеить вырезанные взрослым детали или закрасить фон. Важно, чтобы как можно больше этапов создания коллективной работы было сделано руками детей и как можно меньше изображено и подготовлено взрослым на компьютере или напечатано на принтере.
В творческой деятельности (изобразительная, театральная, конструктивная) ребенок выражает свою индивидуальность. Окружающее пространство должно не только способствовать ее проявлению, но и демонстрировать уважение к каждому воспитаннику, его деятельности, интересам, внешности и характеру. Посредством связанного с детьми оформления пространства взрослый показывает ребенку, что он здесь нужен, интересен и любим. Это может выражаться в выделении для каждого из детей группы личного пространства (ячейка, полочка, коробка), в котором воспитанник сможет хранить важные для него вещи, игрушки и рисунки. Приходя в группу, ребенок должен чувствовать здесь своим, т.е. не только иметь личное пространство, но и видеть результаты своей деятельности (рисунки, подделки, фотографии). Детские фотографии и работы могут применяться для украшения группы, при создании коллективных работ, а также использовать в качестве нужных в быту предметов (закладки, карандашницы, интерьерные подвески, самодельные книги и блокноты для записей, рамки для фотографий и т.д.).
Особое значение в оформлении пространства имеет маркировка. Это условные обозначения для детей, напоминающие им о правилах хранения или использования игровых материалов. Не стоит принимать за маркировку названия игровых уголков или оборудования, подписываемые некоторыми педагогическими работниками. Такие надписи не несут для ребенка никакой информации, а значит сделаны не для него. Под маркировкой мы понимаем условные обозначения, сделанные для детей воспитателем дошкольного образования или совместно с воспитанниками. Эти обозначения ориентированы на детей, понятны и необходимы им. Например, индивидуальные ячейки для личных вещей можно пометить фотографиями детей. Ухаживая за огородом на окне, ребенок может найти растение, которое он посадил, по своей фотографии на стаканчике или контейнере с саженцем. В каком контейнере хранятся пластиковые кубики, а в каком – деревянные? Приклеив на стенку контейнера фотографию его содержимого, педагогический работник поможет детям не только быстро находить нужный игровой материал, но и правильно убирать игрушки. Такая маркировка будет интересна и понятна детям дошкольного возраста, поскольку несет полезную информацию и сделана специально для них.
Взаимодействие взрослого и ребенка
В соответствии с различными видами детской деятельности можно описать, каким образом связанное с детьми оформление пространства может отражать взаимодействие педагогического работника и детей. Важно, чтобы оформление пространства способствовало развивающему общению взрослого и ребенка. Это возможно, если каждая деталь в интерьере группы вязана с ребенком, привнесена для того, чтобы заинтересовать его, привлечь, рассказать новое, напомнить о чем-то полезном. В развивающем диалоге с воспитанником педагогический работник сможет направить его деятельность в нужное направление, задать новый вектор его игре или творчеству, дать новые знания или расширить имеющиеся представления.
Использован материал Журнала «Пралеска» 11/2021
раскрыть » / « свернуть